Какой пассаж!

История московского предпринимательства в архитектуре

№7, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский, кандидат исторических наук

Как много порой могут рассказать полустёртые вензеля и старые надписи на стенах зданий, выбитые штампы на кирпичах мостовой. Главное – уметь прочитать эти символы, и они расскажут забытые истории, связанные с жизнью города и москвичей.

История на стенах и мостовых

Как много порой могут рассказать полустёртые вензеля и старые надписи на стенах зданий, выбитые штампы на кирпичах мостовой. Главное – уметь прочитать эти символы, и они расскажут забытые истории, связанные с жизнью города и москвичей.Прогуливаясь рядом с церковью Святой Татьяны, что на пересечении Моховой и Большой Никитской улиц, на земле мы увидим металлическую крышку люка со странной надписью «Мюръ и Мерилизъ». Сейчас эти слова ничего не значат для обычного человека. Кому-то надпись намекнёт, что это, скорее всего, какой-то дореволюционный люк, то есть раритет. Историк-москвовед подумал бы, что эта тяжеленная металлическая крышка, должно быть, лежала прежде около нынешнего ЦУМа. «Мюръ и Мерилизъ» – так назывался один из крупнейших магазинов в Москве, основанный шотландскими торговцами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом. Торговый центр столицы в те времена располагался по периметру кремлёвской стены и на территории Китай-города. Ветошный переулок, Никольская улица, Мясницкая, Кузнецкий мост, Варварка, Петровка, Неглинная – такова география этого района.

Ряды и пассажи

В XIX веке оптом торговали в Гостином дворе на Варварке, а розница велась в специальных крупных магазинах – торговых рядах и пассажах. Несмотря на разницу в планировке зданий, торговая архитектура Москвы обладала и общими чертами: вытянутые вдоль улиц фасады в едином стиле, внутренний двор для подвоза, разгрузки и погрузки товаров. Именно в честь характерных атриумов и ведущих к ним проездов и галерей эти магазины и называли «дворами» или «рядами». На первом этаже размещались отдельные лавки, конторы, салоны, а на втором нередко – квартиры или подсобки владельцев торговых точек.

Во второй половине века на смену старым рядам приходит новый тип торгового здания – пассаж. Он отличался расположением магазинов – ярусами вдоль широкого прохода со стеклянным куполом сверху. 

Ряды и дворы – это чисто русский тип организации торговых центров, а идея и архитектура пассажа были заимствованы у запада. Пассаж стал не только магазином, но и местом деловых и личных встреч горожан, где в любую погоду можно было выпить кофе, посидеть с подругой у фонтана, отобедать в ресторане, провести деловые переговоры. Для россиян, в отличие от жителей Западной Европы, общественная функция пассажа была не менее важна, чем торговая. По сути, строительство пассажей стало первым шагом к созданию торгово-развлекательных центров.

Дореволюционный ГУМ

В истории наиболее известны Верхние и Средние торговые ряды, построенные в 1815 году архитектором Осипом Бове вдоль Красной площади. В 1889–1894 годах на их месте по проекту архитектора Александра Померанцева было возведено новое здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Если по названию торговый центр остался «рядами», то по сути это уже был классический пассаж. Грандиозное по тем временам строение состояло из несколько корпусов с проходами и арками шириной в шесть с половиной метров. Железобетонные мостики, соединявшие верхние галереи-балконы, были разработаны инженером Владимиром Шуховым и «отцом» строительного железобетона Артуром Лолейтом. Шухов, ныне более известный как автор телевышки на Шаболовке, спроектировал также стеклянный верхний купол торговых рядов. Строение украшали башенки, теремки, вытянутые узкие окна верхних этажей, выполненные в псевдорусском стиле. Элементы русского зодчества XVI–XVII веков призваны были помочь зданию вписаться в ансамбль Кремля на Красной площади.

Верхние торговые ряды стали симбиозом магазина, делового и общественного центра. В распоряжении посетителей находилось примерно 1000 магазинов и лавок, здесь же можно было снять деньги в отделении банка, заказать украшения в ювелирной мастерской, получить любую интересующую информацию в справочном бюро, пообедать в ресторане, заглянуть в аптеку, а при необходимости даже полечиться в зубоврачебном кабинете. У магазина была собственная мини-электростанция и котельная в подвале.

По соседству, рядом с собором Василия Блаженного,  в те же 1890-е годы было выстроено здание Средних торговых рядов. Проект архитектора Романа Клейна лично утверждал царь Александр III. В рядах было несколько въездов, а во внутреннем атриуме располагались четыре торговых корпуса. Здание оснастили по последнему слову техники – центральное отопление, собственная электростанция, грузовые и пассажирские лифты. Такими роскошествами не мог похвастаться даже дом градоначальства!

Петровский пассаж

Большинство московских пассажей не сохранилось до наших дней. Навсегда исчезли Голофтеевский пассаж на углу Петровки и Кузнецкого моста, Солодовниковский, Александровский, Голицынский, Лубянский. Некоторым пассажам, например, Джамгаровскому и Тверскому, повезло чуть больше: они существуют, хотя и претерпели сильную перестройку в XX веке. И только Петровский пассаж сохранился почти в первозданном виде. Его единственной владелицей до революции была Вера Ивановна Фирсанова, миллионерша, меценатка, которой принадлежали также знаменитые бани, известное подмосковное имение Середняково и 23 дома в Москве. Среди друзей предпринимательницы были лучшие представители русской интеллектуальной и художественной элиты: Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Юон, Валентин Серов. 

Много путешествуя по Европе, Фирсанова заинтересовалась идеей пассажа и решила построить на родине торговый центр, подобный зарубежным. Для неё это было одновременно и обещавшая огромные прибыли инвестиция, и имиджевый проект. Здание Петровского пассажа изначально планировалось как произведение градостроительного искусства.

Пассаж, соединивший сквозным проходом Петровку, 10 и Неглинную, 13, обошёлся Фирсановой в полтора миллиона золотых рублей. Для его строительства пришлось продать три дома в Москве, включая тот, где располагался ресторан «Прага». Строительство пассажа на Петровке длилось три года. Как говорила Фирсанова, «для настоящего дела одних денег мало, нужен ещё и вкус». В работе над проектом участвовали архитекторы Бернгард Фрейденберг и Сергей Калугин, уже построившие в 1896 году по заказу Фирсановой роскошные Сандуновские бани. Автором стеклянного купола и железобетонных мостиков второго этажа пассажа стал Шухов. Внутреннее устройство здания было схоже с Верхними торговыми рядами, но декорировано в стиле неоклассики. Входы оформили в виде глубоких торжественных арок со скульптурными композициями.

Пассаж был открыт 7 февраля 1906 года. Его сразу облюбовали представительства лучших торговых марок России и Европы. Здесь разместились прилавки белья и галстуков Луи Крейцера, модных шляп Воротникова, дамских шелков Маркушевича и Григорьева, магазин шоколатье Абрикосовых; продавались товары из тонкой шерсти купцов Морозовых и Коншиных, велосипеды, мотоциклы и машины императорского самолётостроительного завода «Дукс». Любители дорогих аксессуаров могли посетить ювелирный магазин Cartier и два конкурировавших магазина фототоваров – французский Gaumont и американский Kodak. Более 700 видов тканей, парфюмерия, косметика, одежда и обувь – в пассаже было всё, что входило в термин Haute couture и окружало в быту состоятельную публику Москвы. Посетители совершали покупки в сопровождении живой музыки, отдохнуть заходили в кафе или ресторан «Риш». Магазин стал центром светских сборищ той эпохи. В тёмное время суток здание освещалось разноцветными огнями электрической иллюминации.

«М. и М.» и первый универмаг

В начале XX века в российских городах стало больше представителей так называемого «среднего» класса, и это диктовало торговцам иные формы ведения бизнеса. Параллельно с пассажами, ориентированными в основном на состоятельную публику, стали появляться универсальные магазины, торговавшие товарами средней ценовой категории. Наиболее известным универмагом был «Мюр и Мерилиз», построенный на месте бывшего Александровского пассажа. Архитектор Клейн возвёл здание в стиле неоготики, что резко выделило магазин из классицистического облика района. Неожиданная для центра города архитектура привлекала внимание жителей и сама по себе уже служила рекламой универмагу. Создатели стремились сделать магазин комфортным для посетителя, они предусмотрели комнату ожидания, лифты, ресторан, справочную. Компания «М. и М.», работавшая в России с середины XIX века, предполагала остаться здесь надол-го, на века. Начав со шляпного магазина на Кузнецком, фирма быстро расширялась: была открыта фабрика на Пресне, потом универмаг. «М. и М.» строила планы на очень далёкую перспективу. Так, к началу XXIII века почти всю Театральную площадь планировалось занять гигантским многоэтажным торговым центром. Однако планам российского бизнеса не суждено было сбыться. Национализация московских пассажей и прочих крупных частных магазинов в 1917–1918 годах на 70 лет остановила развитие крупной частной торговли в городе.

Такой виделась столица XXII века на открытках серии «Москва в будущем», выпущеных в 1914 году товариществом «Эйнемъ» (ныне «Красный Октябрь»). В XXII столетии в Москве нашлось место и для торгового дома «Мюръ и Мерилизъ». «Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колёсных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году торговый дом «Мюръ и Мерилизъ» в настоящее время разросся до баснословных размеров, причём главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы».

Ваше имя:
Ваше сообщение:
Введите текст на картинке

Страницы:

Агентство недвижимости ГЕДЕОН

Выставка-семинар Жилищный проект

Выставка недвижимости   ДОМЭКСПО

О главном

Три стороны медали

Конфликт в Большом Козихинском глазами риелтора

...

Болгарский Дом

Соцреализм

В Москве будет 6 тысяч ярмарок выходного дня

И появятся бесплатные места для торговцев

...

Инвест Шоу

Загород

Кого отмежуют бесплатно?

Чиновники предлагают межевать дачные участки за государственный счёт

...

Пётр Умелов

Правильный угол для унитаза

Как увеличить полезное пространство в совмещённом санузле, повернув унитаз на 45°

...

Рекламный баннер

Старый город

Дворцы пара и веника

...

Звёзды

Знаменитые тоже плачут

...

Звёзды

Дома «Битлз» теперь охраняются государством

Новые культурные памятники

...

За бугром

В Швейцарии можно переночевать в отеле с пулемётом

...

Рекламный баннер



последние новости | деревянные евроокна цена

Новости недвижимости