«Понаехали тут» при царе Горохе

№17, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский

700 лет назад, в первой половине XIV века, население Москвы состояло всего из 30 тысяч жителей. Для сравнения: в Париже тогда проживало более 200 тысяч человек, в центре мирового православия Константинополе – 100 тысяч, а численность населения Великого Новгорода – крупнейшего русского города тех времён – достигала 50 тысяч человек. 

Сергей Иванов (1864-1910).  Приезд иностранцев. XVII век. 1901 г.

700 лет назад, в первой половине XIV века, население Москвы состояло всего из 30 тысяч жителей. Для сравнения: в Париже тогда проживало более 200 тысяч человек, в центре мирового православия Константинополе – 100 тысяч, а численность населения Великого Новгорода – крупнейшего русского города тех времён – достигала 50 тысяч человек.

Развитию и расширению Москвы долгое время мешали татарские набеги, внутренние конфликты, пожары и эпидемии. При Иване Грозном, например, окраины города находились в районе нынешней станции метро «Фрунзенская», а в XVII веке границы Первопрестольной вновь сжались до Садового кольца.

В середине XVIII века москвичей было уже 130 тысяч человек, с тех пор население неуклонно росло, увеличивалось и количество мигрантов.

Общинная топонимика

Первые национальные кварталы возникли в городе после прихода к власти Романовых. К началу XX века, несмотря на то, что мигранты постепенно ассимилировали и население перемешалось, в Москве всё ещё сохранялись особые «общинные» районы. 95% населения Первопрестольной составляли русские, крупнейшими диаспорами оставались немецкая, еврейская, татарская, украинская, армянская и грузинская. Ассимиляции мигрантов способствовало то, что многие инородцы устраивались на государственную службу и принимали православие.

Интересно, что появление национальных общин в Москве всегда было связано с вектором внешней политики страны. Когда Русь боролась с Ордой – появились татары, когда присоединяла Малороссию – украинцы, поляки и евреи, в ходе войн с Турцией и Персией – выходцы с Закавказья. Становление России как великой державы привлекло к нам западноевропейцев, а активное проникновение на Дальний Восток в конце XIX века – китайцев, корейцев и японцев.

На протяжении многих веков разные народы мирно сосуществовали в Москве. В столице практически не случалось национальных погромов. Исключением явился, разве что, немецкий погром 1915 года. При бездействии армии и полиции были разграблены и сожжены сотни магазинов и контор, принадлежавших русским немцам. Это была месть за поражения русской армии в боях Первой мировой. Именно XX век, с его революциями, войнами, диктаторами и репрессиями, принёс в наш город межэтнические и межрелигиозные конфликты.

Московские мусульмане

Московская историческая мечеть — старейшая в столице, основана  в 1823 г. Большая Татарская улица, 28

Самой первой инородческой общиной города была татарская. Она сформировалась ещё в XIV веке во времена татаро-монгольского ига. Тогда московские князья получили ханский ярлык на сбор налогов с сопредельных земель.

Москва постепенно превращалась в финансовый центр Руси, здесь оседали купцы из Крыма и поволжских городов. После Куликовской битвы 1380 года многие пленные татары осели в серпуховских землях, а позднее перебрались в Москву. Сюда же переезжали на службу татары из лояльной русским князьям Касимовской орды, а позднее арабские и турецкие торговцы. В Кремле существовал целый Татарский двор, где останавливались золотоордынские царевичи, проживали их баскаки (сборщики податей). Он располагался на месте разрушенного в 1929–1930 гг. Чудова монастыря. Сейчас здесь находится 14-й корпус Кремля.

В XVI веке мусульмане – татары и ногайцы – переселились в Замоскворечье. Память об этом событии сохраняет местная топонимика: Большая и Малая Татарские улицы, Толмачёвский переулок.

Арбат, название которого происходит от арабского слова «рабат» (пригород), Крымский мост, район Данилова монастыря тоже были центрами мусульманской общины. Там располагались первые зираты – мусульманские кладбища. При Николае II в Москве функционировали две мечети: старая, на Большой Татарской улице, дом 28, и новая – в районе Мещанской улицы (проспект Мира).

Дворник, почтальон. Литография И. С. Бондаревского. 1846

Во времена Российской империи мусульмане были одной из самых спокойных, мирных московских диаспор. Они занимались торговлей, работали в коммунальных службах города. Особую «касту» составляли татары-мешочники – мелкие торговцы, ходившие по домам и скупавшие старые вещи. Мешочники «контролировали» большинство городских барахолок и блошиных рынков.

Татарская аристократия стала частью московского дворянства: князья Юсуповы, Урусовы, Ширинские-Шихматовы, Мещерские, дворяне Кутузовы, Аксаковы – эти фамилии связаны и с историей города, и с историей нашей страны.

Еврейская диаспора

Евгений Викторович Тарле, выдающийся русский и советский историк, представитель московской еврейской профессуры

Понятие этнической преступности появилось ещё в дореволюционную эпоху. В наши дни, по статистике, 70% всех преступлений в городе совершаются приезжими. Похожая ситуация была и в XIX веке. Сохранившиеся полицейские альбомы свидетельствуют, что убийства совершали в основном славяне из соседних губерний. А мошенничество, воровство и бандитизм были на совести пришлых с Украины и Белоруссии евреев – в то время самого криминогенного этноса Москвы. А вот коренные московские евреи жили в мире с городом и играли значительную роль в развитии городской торговли и финансовых институтов. В московском бизнесе представители еврейской диаспоры занимали видное положение. Банкиры Поляковы, купцы первой гильдии Альшванги, Выдрины, Гиршманы – всё это знаменитые еврейские династии. Большинство из этих предпринимателей служили попечителями или советниками при московском Коммерческом суде. Много было евреев и среди московской интеллигенции – например, знаменитые на всю Европу профессора юридического и математического факультетов Московского университета.

Немецкая слобода

Приход к власти большевиков, гражданская война, а затем сталинские репрессии изменили национальный состав жителей Москвы – некоторые диаспоры разрослись, другие уменьшились, некоторые вовсе исчезли, как, например, немецкая – в начале Великой Отечественной войны большинство обрусевших немцев выселили из города по подозрению в симпатии к нацистам.

Советская власть ликвидировала черту оседлости, запрещавшую большинству иудеев жить в центральных губерниях, и активно привлекала представителей еврейской диаспоры на службу в партийные, административные и карательные органы. Поэтому в 1926 году евреев в столице проживало уже в 13 раз больше, чем при Николае II.

Армянская диаспора

Москвичи много веков живут бок о бок с представителями горских народов. Самая многочисленная на сегодняшний день горская диаспора, состоящая из выходцев с Северного Кавказа, сформировалась в Москве сравнительно недавно – в 1960–1970-е годы. Гораздо раньше них в Первопрестольной обосновались армяне и грузины. Первое упоминание об армянах относится к пожару Москвы 1390 года, когда пострадали дома армянских купцов Китай-города. Именно армянские купцы вели торговлю с Персией и Закавказьем.

Лазаревский институт восточных языков

Самый известный в Москве армянский род – дворяне Лазаревы (Егиазаряны). Основатель этой династии, придворный ювелир Ованес, в правле­ние Екатерины Великой и Александра I способствовал массовому переселению армян в Москву. В 1815 году на его деньги было основано армянское училище, превращённое со временем в Лазаревский институт восточных языков – крупнейший центр русской ориенталистики. При советской власти это учебное заведение было переименовано в Московский институт востоковедения, а после закрытия его кадры стали основой преподавательского состава МГИМО. Здание Лазаревского института по адресу: Армянский переулок, д. 2, стоит до сих пор. Ныне здесь находится посольство Армении.

Имя Ованеса Лазаревича Егиазаряна связно со многими знаковыми событиями в истории нашей страны. Именно он купил и ввёз в страну алмаз «Орлов» – крупнейший бриллиант России, украшающий императорский скипетр. В разные годы предприимчивый армянский ювелир был политическим советником главнокомандующего русской армией фельдмаршала Потёмкина, советником Государственного банка. Родственник Ованеса, князь Семён Семёнович Абамелик-Лазарев стал одним из крупнейших горнопромышленников России. Историк по профессии, миллионер и меценат, он вкладывал крупные суммы в развитие русской археологии, православной и армяно-григорианских церквей.

Грузинская диаспора

В 1681 году в Москву прибыл разбитый в боях царь Кахетии и Имеретии Арчил II Багратиони. Здесь он обрёл пристанище и стал основателем грузинской диаспоры. В 1703 году он открыл в Златоглавой грузинскую типографию – кстати, одну из первых частных типографий в городе.

Пётр I пожаловал сыну Арчила Александру московское село Всех-святское, расположенное в районе современных «Аэропорта» и «Сокола». Там и разместились московские грузины. Александр Арчилович был личным другом и ближайшим сподвижником царя-реформатора, первым главнокомандующим русской артиллерией. Он прославился, доблестно сражаясь в войне со шведами.

Центром грузинской духовной культуры в Москве был Донской монастырь, отстроенный на деньги царевны Дарьи Арчиловны. В 1705 году монастырь был передан на попечение Арчила II и стал усыпальницей династий Багратиони, Дадиани и других представителей грузинской аристократии.

Среди грузин, живших в российской столице, было много представителей интеллигентных профессий (офицеры, учёные, преподаватели, журналисты), а также крупных коммерсантов. В первой половине XIX века известна была семья Сандуновых (Зандукели). Сила Сандунов прославился как театральный актёр и режиссёр и как успешный предприниматель. Именно он построил знаменитые бани на Неглинной в современном Сандуновском переулке. Брат Силы Николай, профессор права в Московском университете, заслужил славу блестящего учёного и педагога, и кроме того – драматурга и стихотворца. Николай Сандунов устроил у себя на квартире бесплатную юридическую консультацию, за что получил прозвище «оракул Москвы».

Ваше имя:
Ваше сообщение:
Введите текст на картинке

Страницы:

Агентство недвижимости ГЕДЕОН

Выставка-семинар Жилищный проект

О главном

В Московской области вступают в силу поправки в закон о защите обманутых дольщиков

...

Болгарский Дом

Соцреализм

Детские площадки станут безопасными

...

Инвест Шоу

Загород

На руинах истории

Чиновники и активисты спорят о застройке подмосковных усадеб

...

Образ жизни

Змея моя, любимая

...

Почти всерьёз

Проезжая от трусов до бюстгальтера

В метро на некоторых станциях крупным планом показали почти всё

...

Дом-легенда

Дом Ван Гога продан почти за 900 тыс. долларов

Поклонник великого художника купил исторический особняк

...

За бугром

В Олимпийском парке Лондона можно будет устроить пикник

...

За бугром

Фильмы студии Paramount превратятся в аттракционы

...

Рекламный баннер



Новости недвижимости