«Понаехали тут» при царе Горохе
№17, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский
700 лет назад, в первой половине XIV века, население Москвы состояло всего из 30 тысяч жителей. Для сравнения: в Париже тогда проживало более 200 тысяч человек, в центре мирового православия Константинополе – 100 тысяч, а численность населения Великого Новгорода – крупнейшего русского города тех времён – достигала 50 тысяч человек.
700 лет назад, в первой половине XIV века, население Москвы состояло всего из 30 тысяч жителей. Для сравнения: в Париже тогда проживало более 200 тысяч человек, в центре мирового православия Константинополе – 100 тысяч, а численность населения Великого Новгорода – крупнейшего русского города тех времён – достигала 50 тысяч человек.
Развитию и расширению Москвы долгое время мешали татарские набеги, внутренние конфликты, пожары и эпидемии. При Иване Грозном, например, окраины города находились в районе нынешней станции метро «Фрунзенская», а в XVII веке границы Первопрестольной вновь сжались до Садового кольца.
В середине XVIII века москвичей было уже 130 тысяч человек, с тех пор население неуклонно росло, увеличивалось и количество мигрантов.
Общинная топонимика
Первые национальные кварталы возникли в городе после прихода к власти Романовых. К началу XX века, несмотря на то, что мигранты постепенно ассимилировали и население перемешалось, в Москве всё ещё сохранялись особые «общинные» районы. 95% населения Первопрестольной составляли русские, крупнейшими диаспорами оставались немецкая, еврейская, татарская, украинская, армянская и грузинская. Ассимиляции мигрантов способствовало то, что многие инородцы устраивались на государственную службу и принимали православие.
Интересно, что появление национальных общин в Москве всегда было связано с вектором внешней политики страны. Когда Русь боролась с Ордой – появились татары, когда присоединяла Малороссию – украинцы, поляки и евреи, в ходе войн с Турцией и Персией – выходцы с Закавказья. Становление России как великой державы привлекло к нам западноевропейцев, а активное проникновение на Дальний Восток в конце XIX века – китайцев, корейцев и японцев.
На протяжении многих веков разные народы мирно сосуществовали в Москве. В столице практически не случалось национальных погромов. Исключением явился, разве что, немецкий погром 1915 года. При бездействии армии и полиции были разграблены и сожжены сотни магазинов и контор, принадлежавших русским немцам. Это была месть за поражения русской армии в боях Первой мировой. Именно XX век, с его революциями, войнами, диктаторами и репрессиями, принёс в наш город межэтнические и межрелигиозные конфликты.
Московские мусульмане
Самой первой инородческой общиной города была татарская. Она сформировалась ещё в XIV веке во времена татаро-монгольского ига. Тогда московские князья получили ханский ярлык на сбор налогов с сопредельных земель.
Москва постепенно превращалась в финансовый центр Руси, здесь оседали купцы из Крыма и поволжских городов. После Куликовской битвы 1380 года многие пленные татары осели в серпуховских землях, а позднее перебрались в Москву. Сюда же переезжали на службу татары из лояльной русским князьям Касимовской орды, а позднее арабские и турецкие торговцы. В Кремле существовал целый Татарский двор, где останавливались золотоордынские царевичи, проживали их баскаки (сборщики податей). Он располагался на месте разрушенного в 1929–1930 гг. Чудова монастыря. Сейчас здесь находится 14-й корпус Кремля.
В XVI веке мусульмане – татары и ногайцы – переселились в Замоскворечье. Память об этом событии сохраняет местная топонимика: Большая и Малая Татарские улицы, Толмачёвский переулок.
Арбат, название которого происходит от арабского слова «рабат» (пригород), Крымский мост, район Данилова монастыря тоже были центрами мусульманской общины. Там располагались первые зираты – мусульманские кладбища. При Николае II в Москве функционировали две мечети: старая, на Большой Татарской улице, дом 28, и новая – в районе Мещанской улицы (проспект Мира).
Во времена Российской империи мусульмане были одной из самых спокойных, мирных московских диаспор. Они занимались торговлей, работали в коммунальных службах города. Особую «касту» составляли татары-мешочники – мелкие торговцы, ходившие по домам и скупавшие старые вещи. Мешочники «контролировали» большинство городских барахолок и блошиных рынков.
Татарская аристократия стала частью московского дворянства: князья Юсуповы, Урусовы, Ширинские-Шихматовы, Мещерские, дворяне Кутузовы, Аксаковы – эти фамилии связаны и с историей города, и с историей нашей страны.
Еврейская диаспора
Понятие этнической преступности появилось ещё в дореволюционную эпоху. В наши дни, по статистике, 70% всех преступлений в городе совершаются приезжими. Похожая ситуация была и в XIX веке. Сохранившиеся полицейские альбомы свидетельствуют, что убийства совершали в основном славяне из соседних губерний. А мошенничество, воровство и бандитизм были на совести пришлых с Украины и Белоруссии евреев – в то время самого криминогенного этноса Москвы. А вот коренные московские евреи жили в мире с городом и играли значительную роль в развитии городской торговли и финансовых институтов. В московском бизнесе представители еврейской диаспоры занимали видное положение. Банкиры Поляковы, купцы первой гильдии Альшванги, Выдрины, Гиршманы – всё это знаменитые еврейские династии. Большинство из этих предпринимателей служили попечителями или советниками при московском Коммерческом суде. Много было евреев и среди московской интеллигенции – например, знаменитые на всю Европу профессора юридического и математического факультетов Московского университета.
Приход к власти большевиков, гражданская война, а затем сталинские репрессии изменили национальный состав жителей Москвы – некоторые диаспоры разрослись, другие уменьшились, некоторые вовсе исчезли, как, например, немецкая – в начале Великой Отечественной войны большинство обрусевших немцев выселили из города по подозрению в симпатии к нацистам.
Советская власть ликвидировала черту оседлости, запрещавшую большинству иудеев жить в центральных губерниях, и активно привлекала представителей еврейской диаспоры на службу в партийные, административные и карательные органы. Поэтому в 1926 году евреев в столице проживало уже в 13 раз больше, чем при Николае II.
Армянская диаспора
Москвичи много веков живут бок о бок с представителями горских народов. Самая многочисленная на сегодняшний день горская диаспора, состоящая из выходцев с Северного Кавказа, сформировалась в Москве сравнительно недавно – в 1960–1970-е годы. Гораздо раньше них в Первопрестольной обосновались армяне и грузины. Первое упоминание об армянах относится к пожару Москвы 1390 года, когда пострадали дома армянских купцов Китай-города. Именно армянские купцы вели торговлю с Персией и Закавказьем.
Самый известный в Москве армянский род – дворяне Лазаревы (Егиазаряны). Основатель этой династии, придворный ювелир Ованес, в правление Екатерины Великой и Александра I способствовал массовому переселению армян в Москву. В 1815 году на его деньги было основано армянское училище, превращённое со временем в Лазаревский институт восточных языков – крупнейший центр русской ориенталистики. При советской власти это учебное заведение было переименовано в Московский институт востоковедения, а после закрытия его кадры стали основой преподавательского состава МГИМО. Здание Лазаревского института по адресу: Армянский переулок, д. 2, стоит до сих пор. Ныне здесь находится посольство Армении.
Имя Ованеса Лазаревича Егиазаряна связно со многими знаковыми событиями в истории нашей страны. Именно он купил и ввёз в страну алмаз «Орлов» – крупнейший бриллиант России, украшающий императорский скипетр. В разные годы предприимчивый армянский ювелир был политическим советником главнокомандующего русской армией фельдмаршала Потёмкина, советником Государственного банка. Родственник Ованеса, князь Семён Семёнович Абамелик-Лазарев стал одним из крупнейших горнопромышленников России. Историк по профессии, миллионер и меценат, он вкладывал крупные суммы в развитие русской археологии, православной и армяно-григорианских церквей.
Грузинская диаспора
В 1681 году в Москву прибыл разбитый в боях царь Кахетии и Имеретии Арчил II Багратиони. Здесь он обрёл пристанище и стал основателем грузинской диаспоры. В 1703 году он открыл в Златоглавой грузинскую типографию – кстати, одну из первых частных типографий в городе.
Пётр I пожаловал сыну Арчила Александру московское село Всех-святское, расположенное в районе современных «Аэропорта» и «Сокола». Там и разместились московские грузины. Александр Арчилович был личным другом и ближайшим сподвижником царя-реформатора, первым главнокомандующим русской артиллерией. Он прославился, доблестно сражаясь в войне со шведами.
Центром грузинской духовной культуры в Москве был Донской монастырь, отстроенный на деньги царевны Дарьи Арчиловны. В 1705 году монастырь был передан на попечение Арчила II и стал усыпальницей династий Багратиони, Дадиани и других представителей грузинской аристократии.
Среди грузин, живших в российской столице, было много представителей интеллигентных профессий (офицеры, учёные, преподаватели, журналисты), а также крупных коммерсантов. В первой половине XIX века известна была семья Сандуновых (Зандукели). Сила Сандунов прославился как театральный актёр и режиссёр и как успешный предприниматель. Именно он построил знаменитые бани на Неглинной в современном Сандуновском переулке. Брат Силы Николай, профессор права в Московском университете, заслужил славу блестящего учёного и педагога, и кроме того – драматурга и стихотворца. Николай Сандунов устроил у себя на квартире бесплатную юридическую консультацию, за что получил прозвище «оракул Москвы».
Страницы: