Московские тучерезы

К столетнему юбилею московских небоскрёбов

№2, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский

Жителя современной столицы России вряд ли можно удивить небоскрёбами. Кого-то они могут раздражать, кто-то пожалуется на разрушение исторического облика города, кому-то они, наоборот, покажутся символом успеха и процветания. В Москве сейчас насчитывается 74 жилых, офисных и административных зданий, по высоте превышающих 100 метров, а в ближайшие годы планируется окончить строительство ещё 15-ти. Лидерство удерживает Московский международный деловой центр, известный как «Москва-Сити», с его небоскрёбами «Федерация» и «Город столиц». Многие думают, что самыми первыми столичными высотками являются построенные в 50-х годах XX века здание МИД, дом на Котельнической набережной и главный корпус МГУ на Воробьёвых. Но на самом деле это не так. В 2012 году совершенно незамеченным проходит столетний юбилей русских небоскрёбов.

Первый дом Нирнзее в Большом Гнездниковском. Вид со Страстной площади (1912)

Какими были первые московские небоскрёбы

В конце XIX – начале XX века первопрестольная была застроена в основном двух- и трехэтажными домами. Редкие здания имели в высоту 5 этажей. Первыми настоящими московскими небоскрёбами принято считать доходные дома, построенные в 1912 году в Большом Гнездниковском переулке, 10, и в Оружейном переулке, 43. Автором проекта обоих зданий был московский архитектор немецкого происхождения Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее.

Тучерез в Гнездниковском он построил на собственной земле, купленной в том же году у дочери коллежского асессора Александры Быстровой. Это был 10-этажный дом П-образной формы с квартирами гостиничного типа. Большинство квартир были однокомнатными, площадью от 28 до 47 кв. м, с альковом, туалетом и ванной. В угловых ячейках дома имелись двух- и трехкомнатные апартаменты. Не было лишь кухонь, и жильцы питались в местном ресторане. В доме имелись каморки для прислуги и несколько лифтов – для жильцов и отдельно служебные – для подъёма еды непосредственно в квартиры. Сейчас мелкие лифтовые шахты закрыты, а вместо них оборудованы новые санузлы.

Полноценная инфраструктура дома в Гнездниковском включала всё необходимое. На 10-м этаже находились зона отдыха и столовая. Центром досуга жильцов была плоская крыша, на которой располагались летнее кафе, ресторан «Крыша», скейтингринг, небольшой сквер с дорожками для велосипедных прогулок, открытый кинотеатр и смотровая площадка. Фасад тучереза был богато украшен архитектурно-скульптурными элементами, в причудливом сочетании помпезного неоклассицизма и уютного московского модерна. Декоративный орнамент в виде двух расходящихся от центра цветочных гирлянд огибал два прямоугольных окна, между которыми расположился сноп диковинных стеблей. Этот же мотив обрамлял мозаичное панно, завершаясь на крыше здания раскрытым лепестком. На уровне окон верхнего этажа архитектор поместил две одинаковые скульптуры сидящего юноши. Издали фигура с непокрытой головой воспринимается как ещё один большой цветок, вторя вазонам с букетами, размещённым по обеим сторонам эркеров.

Общежитие московской богемы

Населяли небоскрёб обеспеченные холостые представители интеллигенции, от молодых курсисток и студентов до писателей, актеров и журналистов. Постояльцы принадлежали к одной прослойке городского общества и поэтому прекрасно знали друг друга. Хорошей традицией дома были вечерние и ночные посиделки у соседей.

В 1913 году в подвале дома Нирнзее открылся театр пародий и миниатюр «Летучая мышь» под руководством режиссера Никиты Балиева, ставший самой популярной комедийной труппой Москвы. После закрытия в 1922 году «буржуазного» детища Балиева на его место въехал театр «Кривой Джимми» (1922–1924 гг.), потом Московский театр Сатиры (1924–1928 гг.), студия Малого театра (1928–1930 гг.), цыганский театр «Ромэн» (1932–I946 гг.) и, наконец, учебный театр ГИТИСа (1958–1990 гг.).

В 1914 году в небоскрёбе разместилась одна из крупнейших дореволюционных ки­нофирм России «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин», открывшая позднее съёмочный павильон прямо на крыше дома. В помещениях киноателье монтировались первая экранизация романа «Война и мир», черно-белые фильмы «Накануне», «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». Этот же дом стал центром искусствоведческой и литературной прессы, объединив под одной крышей редакции журналов «Сине-фото» (1914–1918), «Творчество» (1918), «Экран» (1920).

Небоскрёб посещали выдающиеся русские поэты и писатели, деятели театра и кино: Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, Константин Паустовский, Александр Таиров, Сергей Эйзенштейн. 

Одним словом, за два года дом Нирнзее превратился в один из центров культурной жизни Москвы. Булгаков, который, между прочим, познакомился здесь со своей будущей второй женой Еленой Шиловской (прототипом Маргариты), даже запечатлел его в повести «Дьяволиада». 


 Дом Лобозева. Второй дом Нирнзее.

Новые жильцы старого дома

Как и сейчас, в дореволюционной России высотное строительство было, прежде всего, выгодным бизнесом. Коммерческий успех предприятия был очевиден. Доходный дом, благодаря высокому комфорту и дешевизне квартир, быстро начал приносить владельцу серьёзные деньги. В 1915 году один из крупнейших банкиров того времени Дмитрий Львович Рубинштейн выкупил его у архитектора за астрономическую сумму в 2 миллиона 100 тысяч рублей.

После революции 1917 года состав жильцов дома изменился. «Бывшие люди», не дожидаясь выселения, спешно покидали квартиры. На смену им в конце 1920-х годов пришла большевистская элита – партийные работники. А в середине 1930-х дом заселили сотрудники органов государственной безопасности. Самым знаменитым новым жильцом был один из «архитекторов» массовых репрессий, прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский, занимавший две просторные квартиры на восьмом этаже.

Опасаясь народной расправы, этот злой гений отечественной юстиции окружил себя многочисленной охраной. Специально для него был оборудован отдельный лифт. Обстановка в доме, между тем, изменилась. Соседи перестали ходить друг к другу в гости, и уникальная атмосфера «общежития» московской богемы исчезла навсегда.

В этот период в доме было открыто три детских сада. Первый посещали выходцы из рабоче-крестьянских семей района. Второй, для детей жильцов дома из советской бюрократии, располагался в современной квартире № 317. Наконец, на девятом этаже поместился элитный детский сад – частный (большая редкость для советской Москвы). Его содержала семья оппозиционно настроенных старых революционеров Климохиных, которые обучали своих воспитанников иностранным языкам, устраивали прогулки и занятия в сквере на крыше дома. Одновременно в садике было не более 6-7 ребятишек. По рассказам жильцов дома, туда водили своих детей известные советские диссиденты: Александр Гинзбург, Даниель Синявский и Александр Солженицын. 

В 1904 году в Москве на Садово-Спасской улице, 19, на деньги «водочного короля» купца Афремова был выстроен восьми­этаж­ный доходный дом. Автор проекта – харьковский архитектор О.О. Шишков­­ский.

Здание произвело настоящий фурор в городе. Шутка ли – самый высокий жилой дом во всей империи и один из самых высоких в мире. Дом Афремова получил оригинальное прозвище «тучереза». Тогда же в разговорный язык вошло слово «небоскрёб» – по сути, дословный перевод с английского (skyscraper).

Предки «Москвы-Сити»

Второй возведенный Нир­н­зее в 1912 году тучерез был восьмиэтажный, с угловым шпилем, и назывался домом А.В. Лобозева. По сей день его можно увидеть на слиянии Оружейного переулка и Садово-Каретной улицы. От своего собрата он отличался высотой (8 этажей вместо 10-ти) и составом жильцов. Вместо творческой интеллигенции и молодежи его населяли состоятельные деловые люди. Всего Нирнзее построил в Москве более 15 домов, многие из которых стали архитектурными шедеврами и высотными доминантами города.

Судьба великого архитектора после 1917 года неизвестна. Ходили слухи, что он покончил с собой, уехал в эмиграцию, а скорее всего, умер в безвестности и нищете.Сейчас его дома уже нельзя назвать небоскрёбами. Однако именно с них началась история многоэтажного строительства.

Интересно, что именно Нирнзее пришла в голову ставшая аксиомой в современной высотной архитектуре идея многофункционального дома, в котором есть практически всё необходимое для жизни и досуга его жильцов: кафе, ресторан, спортивный центр, развлекательные и воспитательные учреждения для детей, кинотеатр и прочее. И дом Нирнзее в Большом Гнездниковском навсегда останется феноменом в истории городской жизни москвичей. 

Михаил Булгаков, отрывок из очерка «Сорок сороков»:


«На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформы крыши, на ней было пусто, как пусто на душе. Но все же это был уже тёплый ветер. И казалось, что он задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево больших, живых городов, но снизу сквозь тонкую завесу тумана подымался всё же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства».

Ваше имя:
Ваше сообщение:
Введите текст на картинке
Anna Lee 11.04.2012

Безумно интересная статья о старой Москве. Особенно поразило упоминание частного детского сада, которого, как казалось, в советское время и быть не могло.

Страницы: 1 /

Агентство недвижимости ГЕДЕОН

Выставка-семинар Жилищный проект

Проигравшему – труба!

Протестующие жители остановили элитную стройку

...

Болгарский Дом

Соцреализм

Прощание «Славянки»

Минобороны распродаёт свои гостиницы

...

Инвест Шоу

Котлован

Насяльника, ты неправ!

Где строит гастарбайтер, там подрядчик – в шоколаде, а покупатель – внакладе

...

Профликбез

Сленг до риелтора доведет

Путеводитель по дебрям жаргона рынка недвижимости

...

За бугром

Магазин в шалаше

КИТАЙ

...

За бугром

Отель в морге

АВСТРАЛИЯ

...

За бугром

У Лас-Вегаса появится конкурент в Южной Корее

...

Душа дома

Тогда и ёлка была зеленее

Как отмечали Новый год наши родители, дедушки и бабушки, и каких советских традиций нам сейчас не хватает

...

Рекламный баннер



Новости недвижимости