Химеры и взлёты сталинского ампира

№8, 2012 | Ольга Булычёва

Соревнование под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» помогло развитию многих отраслей народного хозяйства Советского Союза, в том числе строительной. Именно благодаря этому лозунгу в 50-х годах XX столетия в столице СССР появился ансамбль высотных зданий, которые известны как «сталинские высотки».

Многолетняя репетиция

Соперник ушёл далеко вперёд задолго до того, как началось соревнование. В 1857 году в административном здании Нью-Йорка установили первый лифт, изобретённый Отисом. Американцам было чем гордиться. Подданных Российской империи в те времена больше волновали вопросы общественно-политического переустройства, нежели технического прогресса, – страна только подходила к отмене крепостного права. 

Бум высотного строительства в Нью-Йорке пришёлся на первую треть XX века. За этот период были построены 16 из 82 самых высоких зданий города: Вулворт-билдинг, Крайс­лер-билдинг, Эмпайр-стейт- билдинг. У нас же к началу 30-х годов назрел явный кризис высотной архитектуры. У Сталина были гранди­оз­ные планы, но реализовать их оказалось не так-то просто.

Конкурс на проект Дворца Советов в Москве, который проводился в 1930–1933 годах, оказался провальными. На суд комиссии было представлено 160 проектов от 500 архитекторов, но ни один не соответствовал высоким идеологическим требованиям, предъявляемым к облику Дворца Советов. Это здание должно было стать не только олице­творением мо­щи Советской империи, но и венцом композиции из высотных зданий в Мос­кве. 

В итоге работу над проектом поручили пяти группам архитекторов. В мае 1933 года Совет строительства принял за основу план Б.М. Иофана и привлёк к разработке окончательного варианта архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. 

Дворец Советов обещал стать самым большим зданием в мире. По проекту, высота сооружения, вместе со статуей Ленина на вершине, достигала 420 м. Большой зал дворца, предназ­наченный для прове­де­ния сес­сий Верховного Совета СССР, митингов и собраний и рассчитанный на 21 тысячу человек, имел бы высоту 100 м, а в диаметре составлял бы 160 м. Малый зал планировался на 6 тысяч человек. Всё это великолепие должна была увенчать 100-метровая статуя Ленина. Указывающая в светлое будущее рука Ильича врезалась бы прямо в облака. 

Несмотря на то, что Сталин так и не принял окончательного решения, каким должен быть Дворец Советов, строительство решили не откладывать. На месте взорванного Храма Христа Спасителя залили сложный фундамент и начали воз­водить металлические конст­рук­ции. Во время Ве­ликой Отечественной войны то, что успели построить, разобрали на ма­териалы для сооружения противотанковых ежей и железнодорожных мос­тов.После войны к проекту Дворца Советов уже не вернулись, и на этом месте появился бассейн «Москва», нестандарт­но круглый – по форме фундамента Большого зала.

«Ансамбль городских доминант»

В 1947 году выходит Постановление Совета Министров СССР № 53 «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» – пришло время реализовывать сталинский градостроительный замысел, который родился ещё в 30-е годы. Правда, проект ансамбля городских доминант в излучинах Москвы-реки и на пересечении Садового кольца с основными магистралями, которые должны были сходиться в одну точку в самом центре столицы, у гигантского Дворца Советов, потерял свою центральную идею, ведь дворец так и не был построен. Зато знаменитые высотки сумели возвести в кратчайшие сроки. 

Ещё до войны под руководством главного архитектора столицы Дмитрия Чечулина был разработан план размещения высотных зданий в структуре города. К 1940 году построено выходящее на Москву-реку крыло дома на Котельнической набережной. Это здание выглядело как совершенно самостоятельное стро­­ение, которое ничем особенным не выделялось. Планировка квартир в нём была для того времени самой обыкновенной. Позже крыло «подгоняли» под общий вид ансамбля высотки: два первых этажа одели в массивный гранитный цоколь, наверху надстроили башенки. 

7 сентября 1947 года, в день 800-летия столицы, была про­из­ведена торжественная закладка восьми высотных зданий – каждое как бы символизировало одно столетие в истории Москвы.

Здание МИД 

Высота 172 м, 27 этажей.

Построено в 1953 году.

Архитекторы: В.Г. Гельф­рейх, М.А. Минкус.

Это единственная сталин­ская высотка, не увенчанная пятиконечной звездой. Первоначальный проект не предусматривал даже шпиля, но по указанию «вождя народов» проект был доработан и приобрёл декоративный шпиль из стальных листов, который просто не смог бы выдержать веса огромной звезды. Якобы после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущёву с просьбой демонтировать шпиль, на что Хрущёв ответил: «Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».

Фасад облицован светлыми керамическими блоками, цоколь – красным гранитом. На высоте 114 метров красуется герб СССР из железобетона. 

Высотка оборудована 28-ю лифтами, 18 из них скоростные. Стены входного вестибюля облицованы светлым мрамором, пол сделан из полированного чёрного гранита; витражи и решётки – из латуни и анодированного под латунь алюминия. Эта часть дома сообщается с подземным гардеробом с помощью четырёх эскалаторов. Главный вестибюль украшен колоннами из искусственного мрамора, стены оформлены натуральным светлым мрамором с резным фризом, полы тоже мраморные, с «ковровым» рисунком. Стены в зале собраний на 500 мест сделаны из искусственного мрамора, мебель и отделка – из карельской берёзы; портьеры и обивка кресел – из красного бархата. 

Главное здание МГУ

Высота 236 м, 36 этажей.

Построено в 1953 году.

Архитекторы: Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насонов.

Строительство МГУ. 1951 г. Фото Наума Грановского

Это самая высокая из «сталинок». Для сооружения каркаса потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 милли­онов кирпичей. Для высотки потребовалось изготовить 68 лифтов.Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьёвых горах. Но архитекторы вовремя поняли всю опасность данного замысла и перенесли место строительства на 800 метров. Недалеко от стройки организовали временное поселение для рабочих, в число которых входили заключённые. После завершения строительства, в награду, зеки были досрочно освобождены. Поселение назвали «Солнцево», и позже оно стало одним из районов Москвы.В Главном здании МГУ размещены механико-математи­ческий, геологический и географический факультеты, ад­ми­нистрация, научная библио­тека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях – общежития для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Как и другие высотки административно-жилого предназначения, здание задумывалось как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой, включающей кинотеатр, почту, предприятия бытового обслуживания и т. д.

Гостиница «Украина» 

Высота 206 м, 34 этажа.

Построена в 1957 году.

Архитектор А.Г. Мордвинов, при участии В.К. Олтаржевского и В.Г. Калиша.

Вторая по высоте после главного корпуса МГУ «сталинка» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Сейчас здесь заканчивается Новый Арбат, а напротив располагается Дом правительства Российской Федерации. Центральная часть высотки отдана под гостиницу на 1000 номеров, к которой с двух сторон прилегают корпуса с жилыми квартирами. Стены гостиницы оформлены обелисками, аттиками, вазами в виде снопов пшеницы, звёздами.

Высотка строилась в 1953–1957 годах и получила название в честь родины генсека Хрущёва, хотя Сталин собирался назвать её «Гостиничное здание в Драгомилове».

На момент открытия в 1957 году, «Украина» была крупнейшей гостиницей в Европе. После завершения масштабной реставрации в 2010 году она превратилась в отель «Рэдиссон Ройал Москва».

Гостиница «Ленинградская»

Высота 136 м, 17 этажей. 

Построена в 1954 году. 

Архитекторы: Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий. 

Это самая маленькая из сталинских высоток. Башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами. 

Проектируя здание, архи­текторы обратились к стилю русского терема. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой применялась красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. В оформлении внутреннего убранства использованы стилизованные элементы москов­ского барокко, тематический рельеф со Святым Георгием Победоносцем в парадном вестибюле, декоративная решётка и люстры. В вестибюле находится самая длинная люстра в мире, которая освещает сразу семь этажей.

Сейчас это уже не просто гостиница «Ленинградская», а роскошный отель «Hilton Moscow Ленинградская».

Административно-жилое здание на площади Красных Ворот

Высота 138 м, 24 этажа.

Построено в 1952 году.

Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

Здание было построено в самой высокой точке Садового кольца. Центральный корпус в советское время занимало министерство транспортного строительства. Нынче там располагаются корпорация «Трансстрой», Московская меж­-­банковская валютная биржа, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Боковые корпуса высотой от 11 до 15 этажей заняты жилыми квартирами. Под корпусом, расположенном на Каланчёвской улице, находится один из выходов со станции метро «Красные ворота». Три корпуса комплекса не имеют наземных и чердачных переходов, а связаны общим подвалом. Подвал объединяет их со служебными помещениями метро и сетью специальных подземных сооружений.На месте этого здания находился большой квартал жилых домов, в том числе и дом генерал-майора Толя, где в 1814 году родился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. 

Жилой дом на Котельнической набережной

Высота 176 м, 26 этажей.

Построен в 1952 году.

Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.

В доме располагается 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой. Строительство курировал сам Лаврентий Берия, именно он выбирал площадку для будущего дома.Главный корпус увенчан обелисками и группами скульптур. Более всего дом знаменит своими жильцами. В разные годы в нём проживали Василий Аксёнов, Никита Богослов­ский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Людмила Зыкина, Клара Лучко, Константин Паустовский, Фаина Раневская и Галина Уланова.

Жилой дом на Кудринской площади («Дом авиаторов»)

Высота 156 м, 24 этажа.

Построен в 1954 году.

Архитекторы: М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

Дом на паритетных началах строили Моссовет и министерство авиационной промышленности. Квартиры здесь в первую очередь получили работники авиапрома, и высотку прозвали «Домом авиаторов». Жильцами дома в разное время были конструктор авиационных двигателей Александр Микулин, академик Александр Бакулев, выдающиеся лётчики Сергей Анохин, Михаил Громов и Владимир Коккинаки, известные артисты – отец и сын Абрикосовы, Лев Миров и Марк Новицкий.

Здание состоит из центрального и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), опирающихся на общий цокольный этаж. Крыши украшают ажурные аттики, фасад – скульптурные группы. Лестницы сделаны из мрамора.На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении – подземные гаражи.

Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части дома.

Административное здание в Зарядье

Одна из восьми заложенных в день 800-летия Москвы высоток так и не была построена. Считается, что проект не получил развития из-за кончины Сталина в 1953 году. Хотя смерть «вождя народов» вовсе не помешала достроить гостиницу «Украина» и гостиницу «Ленинградская». Возведённый почти до половины каркас административного зда­­ния наркомата тяжелого машиностроения был разобран и использован в строительстве стадиона «Лужники». Десять лет спустя здесь началось строительство гостиницы «Рос­-сия». На сегодняшний день это место в Зарядье, как известно, снова вакантно. 

Вот как должна была выглядеть панорама Красной площади с восьмой высоткой в Зарядье

Небоскрёбов становится всё больше, но «сталинки» не затерялись в нынешнем архитектурном многообразии Москвы. До сих пор они поражают своей монументальностью. Получить квартиру в этих домах было заветной и недосягаемой мечтой многих советских граждан. О том, как обстоят дела 50 лет спустя, можно ли и стоит ли приобретать квартиры в сталинских высотках, читайте в следующем номере. 

Ваше имя:
Ваше сообщение:
Введите текст на картинке

Страницы:

О главном

Обманутых дольщиков в России стало больше

...

Соцреализм

Долги будет оплачивать работодатель неплательщика?

Кто в ответе за долги?

...

Рекламный баннер

Угол обзора

Чтоб я так жил!

Розы и шипы нового формата элитной недвижимости

...

Рекламный баннер

Рекламный баннер

Мастер-класс

Новая жизнь старой сковороды: из холодного оружия в кухонные часы

...

Рекламный баннер

За бугром

Самые дорогие апартаменты в Штатах

Настоящее произведение искусства

...

Архиприкол

Архитектурный тренд: дом вверх дном

Вниз головой

...

За бугром

Город-спутник рядом с курортом

...

Архиприкол

Кривой и ещё кривее

...

# Рекламный баннер



Новости недвижимости