Вырастет ли на Волхонке фостеровский хай-тек из стекла и бетона?
Станет ли территория Пушкинского музея неузнаваемой?
№3, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский
Проект перестройки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина раскритикован Общественной палатой РФ
В нынешнем году отмечается 100-летие Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, одного из крупнейших в стране хранилищ произведений искусства. В последнее время в России стало традицией праздновать значительные события с помпой и скандалами. Не избежал этого и юбилей ГМИИ. Дело в том, что виновник торжества получил в подарок проект перестройки своей территории. К 2018 году ГМИИ собираются превратить в целый музейный городок, состоящий из 11-ти зданий. Кроме выставочного комплекса, на Волхонке должны расположиться архивохранилище, концертный зал, научная библиотека, депозитарно-реставрационный центр, гостиница, подземная парковка и многое другое.
Работа над проектом началась ещё в 2008 году, была временно приостановлена из-за возмущения общественности и возобновилась как раз к юбилею музея.
И снова Фостер
Тендер на проектирование масштабного новостроя выиграл известный британский архитектор сэр Норман Фостер. Тем, кто хочет получить представление о его работах, рекомендуем взглянуть на комплекс «Москва-сити» или поинтересоваться провалившимся в своё время проектом перестройки территории бывшей гостиницы «Россия», поискав сведения в Интернете. На очередное архитектурное предложение Фостера общественность сразу отреагировала критикой. Речь шла о сносе ряда зданий в историческом центре города, в охраняемой зоне. На месте старых построек архитектор решил возвести новые здания из стекла и бетона в стиле хай-тек. Компания Foster&Partners совместно с ООО «ЭПИ Моспроект-5» предлагала также провести комплексную реконструкцию центрального и прилегающих зданий музея, соединив их подземными переходами.
![]() |
Проект застройки исключенного из охранной зоны квартала: три стеклянно-бетонных здания в виде неправильных многогранников и одно в форме раковины мидии. |
Защитников старины особенно возмутил проект выставочного зала в форме стеклянного пятилистника, который собирались построить вместо автозаправки 1930-х годов, напротив храма Христа Спасителя. Под давлением общественности, московские власти от «пятилистника» отказались. После этого на два года наступило затишье, которое окончилось очередным взрывом негодования со стороны активистов и экспертов. Ведь оказалось, что забытый ненадолго (а вернее, выведенный из поля зрения общественности) проект Фостера не только выжил, но и будет реализован почти в полном объёме.
Общественный контроль
5 апреля 2012 года в Общественной палате Российской Федерации обсуждались итоги первого года новой градостроительной политики. Заседание открыл координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Он говорил о самых проблемных памятниках архитектуры, которые сегодня находятся под угрозой. Речь шла о снесённом на три четверти стадионе «Динамо», серьёзно пострадавшем от рук инвесторов «Детском мире» на Лубянке и проекте музейного городка ГМИИ. Михайлов посетовал, что на данном этапе важные градостроительные решения принимаются за закрытыми дверями, без участия широкого экспертного сообщества и представителей общественности. Горожане иногда слишком поздно узнают о действиях властей, когда уже невозможно восполнить нанесённый памятникам ущерб. Все присутствовавшие на заседании палаты, в том числе и представители Минкультуры, одобрили предложенную Михайловым идею создания городского общественно-экспертного совета по культурному наследию Москвы. Но законные основания для своей деятельности и настоящую силу этот орган может обрести в том случае, если будет учреждён постановлением мэра Москвы. В Общественной палате обсудили возможное сотрудничество нового совета с правоохранительными органами столицы. Такое сотрудничество необходимо, чтобы не допустить произвола инвесторов. Пока отсутствует реальный механизм общественного контроля за судьбой памятников, Волхонка может пасть очередной жертвой архитектурного беспредела.
![]() |
Проект застройки квартала. Вид с Колымажного переулка |
Правительство РФ выделяет 22 миллиарда рублей на создание фостеровского музейного городка. Участники слушаний в Общественной палате признали, что после перечисления федеральных денег остановить проект будет крайне сложно.
Стеклянный квартал
Жителей не позаботились проинформировать о том, что уже сделано для реализации проекта. Ведь мало кто знает, что 15 ноября 2011 года значительная часть квартала, образованного улицами Знаменка, Волхонка, Малым Знаменским и Колымажным переулками, была исключена из охранной зоны постановлением правительства Москвы № 541-ПП, на основании заключения трёх аттестованных экспертов. Фактически это решение дало отмашку на снос строений, расположенных в непосредственной близости от охранной зоны Кремля. На их месте Фостер предлагает построить несколько стеклянно-бетонных зданий: три в виде неправильных многогранников и одно в форме раковины мидии. Причём «раковина мидии» примкнёт к церкви священномученика Антипы, построенной в середине XVI века. На месте задних флигелей усадьбы князей Голицыных и автозаправки ФСО напротив храма Христа Спасителя может появиться стеклянный куб неизвестного назначения.
![]() |
Этот проект сооружения в форме пятилистника напротив храма Христа Спасителя уже отклонён. |
23 марта в ГМИИ прошёл круглый стол, на котором обсуждался тот же проект. Профессор МАРХИ Наталья Душкина в ходе дискуссии заявила, что такая архитектура и объём нового строительства «взорвут» историческую застройку. Екатерина Шорбан из Государственного института искусствознания поставила под сомнение профессионализм архитектурных решений стеклянных многогранников и предложила разместить их в другом районе столицы.
В данный момент депозитарии 39-ти музеев выводятся за пределы центра Москвы. Получается, что для ГМИИ делается исключение. Руководство музея – директор Ирина Антонова и первый заместитель директора Андрей Жакевич – вполне одобряет проект. Впрочем, музейных работников можно понять. Государство редко выделяет такие крупные деньги на нужды отечественной культуры, и второго шанса решить все свои проблемы ГМИИ может не получить.
![]() |
Альтернативный проект выставочного центра на месте довоенной бензоколонки, выявленного памятника архитектуры |
Интересна позиция официального представителя Foster&Partners Антона Хмельницкого, который заявил на круглом столе, что Москве не помешает иметь в своём центре «работы такого известного архитектора, как Норман Фостер».
По итогам слушаний в ГМИИ и в Общественной палате становится ясно, что москвичи не готовы принять очередное творение Фостера. Деньги из бюджета уже выделены, и работы начались. Но пересмотр и корректировка проекта неизбежны. Очевидно, что амбициозный план перестройки территории музея недостаточно продуман и не вписывается в архитектурный облик сердца российской столицы. В качестве альтернативы фостеровскому «шедевру» властям предложили воссоздать снесённую в советские годы историческую застройку на Волхонке и разместить там новые депозитарии и выставочные центры. Но положительного отклика это предложение не получило. Есть и другой вариант решения конфликта: вынести обсуждение архитектурной концепции Фостера на уровень Минкультуры РФ – в Федеральный научно-методический совет при министерстве и Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры. Члены совета уже подтвердили свою готовность рассмотреть проект музейного городка.
Стеклянный квартал практически напротив Боровицкой башни Кремля и связанный с ним скандал для господина Фостера – великолепный самопиар. Вопрос в том, нужно ли это Москве?
Норман Фостер родился в 1935 году в пригороде Манчестера в рабочей семье. Отслужил в армии лётчиком. Затем посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры. Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил учёную степень магистра. Из этого учреждения вышел широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В.Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
Один из первых прославившихся проектов Фостера – Сайнсбери-центр в Норвиче (1977) – являет собой совсем новый тип монументализма. Сайнсбери-центр по праву называют «храмом хай-тек». Алюминий, сталь, стекло, неопрен создают огромную «живую машину», воплощение идеи очеловеченной техники. Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Всё зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощрённой технологией ради неё самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».Здание Рено-центр близ Суиндона (1983), спроектированное Фостером, называют одним из «ударных» объектов первой половины десятилетия. Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981–1985). В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне. Одна из последних работ Фостера – проект реконструкции рейхстага в Берлине (его купол – на фото). За этот проект Фостер получил Орден за заслуги – высшую награду Германии в области культуры.
В 1990 году английская королева посвятила его в рыцари. В 1999-м году жюри премии Притцкера – аналога Нобелевской премии в области архитектуры – объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Форстера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов.
Первое сооружение Фостера в СНГ – монумент Байтерек в Астане (2002), позднее там же были построены «Дворец мира и согласия» (2006, см. фото внизу) и торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр» (2011).
В Москве Фостер и его архитектурное бюро работают над проектом 612-метровой башни «Россия» в составе ММДЦ «Москва-Сити» и проектом реконструкции здания Дворянского собрания и Пушкинского музея.
Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса «Апраксин двор» (последний проект, впрочем, проиграл конкурс).В Москве, на Нагатинской пойме, архитектор планирует построить Хрустальный остров – самое широкое высотное здание в истории человечества, а в Ханты-Мансийске – небоскрёб в форме бриллианта.
Страницы: