Вырастет ли на Волхонке фостеровский хай-тек из стекла и бетона?

Станет ли территория Пушкинского музея неузнаваемой?

№3, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский

Проект перестройки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина раскритикован Общественной палатой РФ

В нынешнем году отмечается 100-летие Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, одного из крупнейших в стране хранилищ произведений искусства. В последнее время в России стало традицией праздновать значительные события с помпой и скандалами. Не избежал этого и юбилей ГМИИ. Дело в том, что виновник торжества получил в подарок проект перестройки своей территории. К 2018 году ГМИИ собираются превратить в целый музейный городок, состоящий из 11-ти зданий. Кроме выставочного комплекса, на Волхонке должны расположиться архивохранилище, концертный зал, научная библиотека, депозитарно-реставрационный центр, гостиница, подземная парковка и многое другое.

Работа над проектом началась ещё в 2008 году, была временно приостановлена из-за возмущения общественности и возобновилась как раз к юбилею музея.

И снова Фостер

Тендер на проектирование масштабного новостроя выиграл известный британский архитектор сэр Норман Фостер. Тем, кто хочет получить представление о его работах, рекомендуем взглянуть на комплекс «Москва-сити» или поинтересоваться провалившимся в своё время проектом перестройки территории бывшей гостиницы «Россия», поискав сведения в Интернете. На очередное архитектурное предложение Фостера общественность сразу отреагировала критикой. Речь шла о сносе ряда зданий в историческом центре города, в охраняемой зоне. На месте старых построек архитектор решил возвести новые здания из стекла и бетона в стиле хай-тек. Компания Foster&Partners совместно с ООО «ЭПИ Моспроект-5» предлагала также провести комплексную реконструкцию центрального и прилегающих зданий музея, соединив их подземными переходами.

Проект застройки исключенного из охранной зоны квартала: три стеклянно-бетонных здания в виде неправильных многогранников и одно в форме раковины мидии.

Защитников старины особенно возмутил проект выставочного зала в форме стеклянного пятилистника, который собирались построить вместо автозаправки 1930-х годов, напротив храма Христа Спасителя. Под давлением общественности, московские власти от «пятилистника» отказались. После этого на два года наступило затишье, которое окончилось очередным взрывом негодования со стороны активистов и экспертов. Ведь оказалось, что забытый ненадолго (а вернее, выведенный из поля зрения общественности) проект Фостера не только выжил, но и будет реализован почти в полном объёме.

Общественный контроль

5 апреля 2012 года в Общественной палате Российской Федерации обсуждались итоги первого года новой градостроительной политики. Заседание открыл координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Он говорил о самых проблемных памятниках архитектуры, которые сегодня находятся под угрозой. Речь шла о снесённом на три четверти стадионе «Динамо», серьёзно пострадавшем от рук инвесторов «Детском мире» на Лубянке и проекте музейного городка ГМИИ. Михайлов посетовал, что на данном этапе важные градостроительные решения принимаются за закрытыми дверями, без участия широкого экспертного сообщества и представителей общественности. Горожане иногда слишком поздно узнают о действиях властей, когда уже невозможно восполнить нанесённый памятникам ущерб. Все присутствовавшие на заседании палаты, в том числе и представители Минкультуры, одобрили предложенную Михайловым идею создания городского общественно-экспертного совета по культурному наследию Москвы. Но законные основания для своей деятельности и настоящую силу этот орган может обрести в том случае, если будет учреждён постановлением мэра Москвы. В Общественной палате обсудили возможное сотрудничество нового совета с правоохранительными органами столицы. Такое сотрудничество необходимо, чтобы не допустить произвола инвесторов. Пока отсутствует реальный механизм общественного контроля за судьбой памятников, Волхонка может пасть очередной жертвой архитектурного беспредела.

Проект застройки квартала. Вид с Колымажного переулка

Правительство РФ выделяет 22 миллиарда рублей на создание фостеровского музейного городка. Участники слушаний в Общественной палате признали, что после перечисления федеральных денег остановить проект будет крайне сложно.

Стеклянный квартал

Жителей не позаботились проинформировать о том, что уже сделано для реализации проекта. Ведь мало кто знает, что 15 ноября 2011 года значительная часть квартала, образованного улицами Знаменка, Волхонка, Малым Знаменским и Колымажным переулками, была исключена из охранной зоны постановлением правительства Москвы № 541-ПП, на основании заключения трёх аттестованных экспертов. Фактически это решение дало отмашку на снос строений, расположенных в непосредственной близости от охранной зоны Кремля. На их месте Фостер предлагает построить несколько стеклянно-бетонных зданий: три в виде неправильных многогранников и одно в форме раковины мидии. Причём «раковина мидии» примкнёт к церкви священномученика Антипы, построенной в середине XVI века. На месте задних флигелей усадьбы князей Голицыных и автозаправки ФСО напротив храма Христа Спасителя может появиться стеклянный куб неизвестного назначения.

Этот проект сооружения в форме пятилистника напротив храма Христа Спасителя уже отклонён.

23 марта в ГМИИ прошёл круглый стол, на котором обсуждался тот же проект. Профессор МАРХИ Наталья Душкина в ходе дискуссии заявила, что такая архитектура и объём нового строительства «взорвут» историческую застройку. Екатерина Шорбан из Государственного института искусствознания поставила под сомнение профессионализм архитектурных решений стеклянных многогранников и предложила разместить их в другом районе столицы.
В данный момент депозитарии 39-ти музеев выводятся за пределы центра Москвы. Получается, что для ГМИИ делается исключение. Руководство музея – директор Ирина Антонова и первый заместитель директора Андрей Жакевич – вполне одобряет проект. Впрочем, музейных работников можно понять. Государство редко выделяет такие крупные деньги на нужды отечественной культуры, и второго шанса решить все свои проблемы ГМИИ может не получить.

Альтернативный проект выставочного центра на месте довоенной бензоколонки, выявленного памятника архитектуры

Интересна позиция официального представителя Foster&Partners Антона Хмельницкого, который заявил на круглом столе, что Москве не помешает иметь в своём центре «работы такого известного архитектора, как Норман Фостер».

По итогам слушаний в ГМИИ и в Общественной палате становится ясно, что москвичи не готовы принять очередное творение Фостера. Деньги из бюджета уже выделены, и работы начались. Но пересмотр и корректировка проекта неизбежны. Очевидно, что амбициозный план перестройки территории музея недостаточно продуман и не вписывается в архитектурный облик сердца российской столицы. В качестве альтернативы фостеровскому «шедевру» властям предложили воссоздать снесённую в советские годы историческую застройку на Волхонке и разместить там новые депозитарии и выставочные центры. Но положительного отклика это предложение не получило. Есть и другой вариант решения конфликта: вынести обсуждение архитектурной концепции Фостера на уровень Минкультуры РФ – в Федеральный научно-методический совет при министерстве и Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры. Члены совета уже подтвердили свою готовность рассмотреть проект музейного городка.

Стеклянный квартал практически напротив Боровицкой башни Кремля и связанный с ним скандал для господина Фостера – великолепный самопиар. Вопрос в том, нужно ли это Москве?

Норман Фостер родился в 1935 году в пригороде Манчестера в рабочей семье. Отслужил в армии лётчиком. Затем посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры. Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил учёную степень магистра. Из этого учреждения вышел широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В.Г.  Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
Один из первых прославившихся проектов Фостера – Сайнс­бери-центр в Норвиче (1977) – являет собой совсем новый тип монументализма. Сайнсбери-центр по праву называют «храмом хай-тек». Алюминий, сталь, стекло, неопрен создают огромную «живую машину», воплощение идеи очеловеченной техники. Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Всё зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощрённой технологией ради неё самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».
Здание Рено-центр близ Суиндона (1983), спроектированное Фостером, называют одним из «ударных» объектов первой половины десятилетия. Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981–1985). В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне. Одна из последних работ Фостера – проект реконструкции рейхстага в Берлине (его купол – на фото). За этот проект Фостер получил Орден за заслуги – высшую награду Германии в области культуры.
В 1990 году английская королева посвятила его в рыцари. В 1999-м году жюри премии Притцкера – аналога Нобелевской премии в области архитектуры – объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Форстера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов.
Первое сооружение Фостера в СНГ – монумент  Байтерек в Астане (2002), позднее там же были построены «Дворец мира и согласия» (2006,  см. фото внизу) и торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр» (2011).
В Москве Фостер и его архитектурное бюро работают над проектом 612-метровой башни «Россия» в составе ММДЦ «Мос­ква-Сити» и проектом реконструкции здания Дворянского собрания и Пушкинского музея.
Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса «Апраксин двор» (последний проект, впрочем, проиграл конкурс).
В Москве, на Нагатинской пойме, архитектор планирует построить Хрустальный остров – самое широкое высотное здание в истории человечества, а в Ханты-Мансийске – небоскрёб в форме бриллианта.

Ваше имя:
Ваше сообщение:
Введите текст на картинке

Страницы:

Агентство недвижимости ГЕДЕОН

Выставка-семинар Жилищный проект

О главном

Потекут ли деньги в «Новую Москву»?

Расклад стоимости земли на переломном этапе

...

Болгарский Дом

Соцреализм

В лагерь – через портал госуслуг

...

Инвест Шоу

Угол обзора

Конец монополии – начало проблем?

Кадастровые перемены

...

Ремонт

Поменять пол? Легко!

Благодаря современным материалам решить проблемы с полом стало намного проще

...

За бугром

Зеркальный дом

Необычное решение для игровой площадки в Копенгагене

...

За бугром

Город-спутник рядом с курортом

...

Звёзды

Флорида в испанском стиле

...

Старый город

Какой пассаж!

История московского предпринимательства в архитектуре

...

Рекламный баннер



Новости недвижимости